Главная
Новый номер
Указатель статей
Редколлегия
Авторам
Этика публикаций
Рецензирование статей
Рекламодателям
Издательство
Напишите нам
 

Аннотации статей журнала "Мехатроника, автоматизация, управление" №8, 2014

УДК 519.7:004.31
И. Ф. Чебурахин, д-р техн. наук, проф., cybernetics@mati.ru, Е. К. Егорова, аспирант, egorovaek@mati.ru, МАТИ-РГТУ имени К. Э. Циолковского, Москва

Автоматизация конструирования определенных счетных классов булевых функций и минимизация их сложности

Предлагается конструктивный метод синтеза суперпозиционных формул (схем их функциональных элементов), в результате которого на основе функциональных уравнений аналитически получаются верхние оценки значений показателей сложности по числу базисных функций (функциональных элементов) и другие оценки. Приводится сопоставление сложностей функций отдельных счетных классов в стандартном базисе и базисе Жегалкина.
Ключевые слова: счетные классы булевых функций, функциональные уравнения, меры сложности, минимизация, синтез формул (схем из функциональных элементов), декомпозиция

С. 3—9

Содержание


УДК 681.5
Аль-Сабул Али Хуссейн Хасан1, 2, аспирант, ali_hussen_hassan@yahoo.com, А. Н. Грачев1, канд. техн. наук, доц., ga150161@mail.ru,
1Тульский государственный университет, Тула, Россия,
2Дхикарский (Сомрский) университет, Дхикар, Аль-Рифаий, Ирак

Параметрическая идентификация линейных динамических объектов с использованием быстрого генетического алгоритма

Предлагается специально разработанный быстрый генетический алгоритм на основе резервной элитной популяции, который может быть использован для параметрической идентификации линейных динамических объектов управления. Результаты имитационного моделирования показывают, что предложенный подход значительно уменьшает среднее число поколений, необходимых генетическому алгоритму для нахождения приемлемого решения, в результате чего сокращается общее время оптимизации. Это дает возможность использовать данные алгоритмы в системах идентификации реального времени.
Ключевые слова: генетические алгоритмы, резервная элитная популяция, линейные динамические объекты управления, параметрическая идентификация

С. 9—15

Работа выполнена при частичной поддержке гранта РФФИ № 13-07-00527.

Содержание


УДК 62-40
В. Н. Евдокименков, д-р техн. наук, проф., evn@netland.ru, М. Н. Красильщиков, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, mnkr@mail.ru, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Г. Г. Себряков, чл.-корр. PAH, нач. отделения, sebr@gosniias.ru, ФГУП Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем

Контроль и интеллектуальная поддержка действий летчика при выполнении типовых полетных режимов на основе индивидуально-адаптированного подхода

Обсуждается проблема согласования характеристик технического сегмента эргатической системы "самолет—летчик" и операторских возможностей пилота. В качестве одного из возможных путей обеспечения подобного согласования предлагается способ контроля и поддержки действий летчика при выполнении им типовых полетных режимов на основе индивидуально-адаптированного подхода. В основе предлагаемого подхода — интегральная оценка управляющих действий летчика, которая реализуется путем использования интеллектуального ядра системы контроля и поддержки действий летчика в виде так называемого "Электронного паспорта летчика", обеспечивающего согласование индивидуальных управляющих действий летчика и динамических характеристик самолета.
Приведены примеры, иллюстрирующие эффективность развиваемой концепции индивидуально-адаптированной поддержки действий летчиков.
Ключевые слава: эргатическая система "самолет—летчик", индивидуально-адаптированный подход, доверительный эллипсоид, индивидуальный профиль летчика, электронный паспорт летчика

С. 16—22

Содержание


УДК 004.3.06
С. Л. Беляков, д-р техн. наук, проф., beliacov@yandex.ru, А. В. Боженюк, д-р техн. наук, проф., avb002@yandex.ru, И. А. Кожаров, аспирант, i.kozharov@gmail.com, Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

Адаптация грузопотока в механических транспортных системах на основе опыта его наблюдения

Исследуется адаптация грузопотока к возникновению локальных перегрузок в механической транспортной системе. Механизм адаптации построен на основе перенаправления потоков соответственно прогнозу экспертов, наблюдающих поведение грузопотока в сети. Предлагается модифицированный вариант прецедентного анализа, использующий концепцию образного представления ситуаций. В отличие от известных способов образное описание прецедентов повышает достоверность принятия решений. Предлагается модификация алгоритма динамического построения маршрутных таблиц контроллерами транспортной сети. Приведены соотношения для оценки эффективности предлагаемого способа адаптации.
Ключевые слова: адаптация, интеллектуальные транспортные системы, прецедентный анализ, механические транспортные системы, маршрутизация

С. 23—28

Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ 13-07-13103 офи_м_РЖД и 12-01-00032.

Содержание


УДК 004.8
Н. Н. Чубуков, вед. инженер, metrolog.pribor@mail.ru, ООО "Институт развития автодорожного комплекса"

Анализ проблем и перспективы интеллектуализации транспортных сетей

Рассматриваются проблемы интеллектуализации управления дорожным движением в мегаполисах. Для анализа загруженности дорог в городе предложена решетчатая топология городской транспортной сети. Препятствующая формальному описанию транспортной сети неопределенность выражена через категорию энтропии, которая интерпретирована в понятиях предметной области. Обоснована перспективность использования сетевого интеллекта для повышения эффективности управления потоками городского транспорта.
Ключевые слова: агломерация, аддитивное управление, интеллектуальная транспортная сеть, мегаполис, оператор, сетевой интеллект, темпоральность, трафик, фрактальная структура, энтропия

С. 28—36

Содержание


УДК 681.518.3(5); 621.317.35
Н. П. Будко, студент, budko27@mail.ru, Северо-Кавказский федеральный университет, П. А. Будко, д-р техн. наук, проф., budko62@mail.ru, А. И. Литвинов, адъюнкт, litvinovaleks@mail.ru, А. М. Винограденко, канд. техн. наук, доц., vino_grad-82@mail.ru, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, г. Санкт-Петербург

Реализация кинетического метода контроля и диагностики технических средств

Предложен метод неразрушающего контроля технических средств, направленный на повышение быстродействия контроля и достоверности идентификации технического состояния объекта контроля. Предложенный кинетический метод контроля и диагностики технических средств заключается в том, что формируют библиотеку описаний возможных технических ситуаций в объекте контроля и запоминают их в виде эталонных матриц технического состояния. На выходе датчика напряженности магнитного поля измеряют уровень сигнала, сдвигают по фазе измеренный сигнал, после чего измеренный и сдвинутый по фазе сигналы преобразуют в векторы цифровой последовательности, которые запоминают в виде матрицы технического состояния, проводят сравнение полученной матрицы с эталонными матрицами, а по наибольшему числу совпадений элементов сравниваемых матриц идентифицируют техническое состояние и место отказа в объекте контроля. Устройство, реализующее предложенный метод, состоит из источника переменного тока, датчика напряженности магнитного поля, объекта контроля, блока обработки сигнала, блока идентификации технического состояния и места отказа. Предложенный метод и реализующее его устройство относятся к области контрольно-измерительной техники и могут быть использованы при бесконтактном контроле параметров технических средств, их режимов работы, а также для определения класса их технического состояния.
Ключевые слова: техническое средство, диаграмма состояния, контроль, диагностика, идентификация, техническое состояние, кинетика

С. 37—44

Содержание


УДК 62-503.54:629.585

В. Ф. Филаретов1, 2, д-р техн. наук, проф., filaret@pma.ru, Д. А. Юхимец1, 2, канд. техн. наук, доц., undim@iacp.dvo.ru, А. Ф. Щербатюк3, д-р техн. наук, чл.-корр. РАН, зав. лаб., alex-scherba@yandex.ru, Э. Ш. Мурсалимов1, 2, инженер, murs@iacp.dvo.ru, И. Е. Туфанов1, аспирант, науч. сотр., ituphanov@gmail.com,
1Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
2Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, г. Владивосток
3Институт проблем морских технологий ДВО РАН, г. Владивосток

Новый метод контурного управления движением АНПА

Предлагается новый метод синтеза системы контурного управления движением автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) по сложным пространственным траекториям. Метод основан на введении в систему управления (СУ) АНПА дополнительных контуров автоматического формирования таких программных сигналов, отработка которых этой СУ обеспечит движение АНПА по заданной пространственной траектории с высокой скоростью при сохранении заданной точности. Показаны особенности реализации предложенной СУ, а также приведены результаты экспериментальных исследований, которые подтверждают ее высокую эффективность.
Ключевые слова: подводный аппарат, система управления, контурное управление, формирование программных сигналов, высокоскоростное движение

С. 46—56

Работа проводилась при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 14-19-00081).

УДК 004:656.61.073
В. М. Дорожко, канд. физ.-мат. наук, ст. науч. сотр., bendor@iacp.dvo.ru
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, г. Владивосток

Динамическая нагрузка аномальной вейвлет-волны на неподвижное препятствие

Разработана технология численного моделирования "волны-убийцы" в виде аномальной вейвлет-волны и вычислена ее динамическая нагрузка на неподвижные препятствия, имитирующие элементы конструкции судна или морского сооружения. Вычисленные значения динамической нагрузки превышают максимальные расчетные значения, предусмотренные Правилами классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства. Полученные результаты могут найти применение при проектировании морских судов и гидротехнических сооружений.
Ключевые слова: "волна-убийца", аномальная вейвлет-волна, вычислительная гидродинамика, динамическая нагрузка, обрушающаяся волна, неподвижное препятствие

С. 56—62

УДК 004.932.2:007.52:681.51
С. Н. Загоруйко, аспирант, zagoruyko2@gmail.com, В. Н. Казьмин, аспирант, slvk@list.ru, В. П. Носков, канд. техн. наук, доц., noskov_mstu@mail.ru, МГТУ им. Н. Э. Баумана

Навигация БПЛА и 3D-реконструкция внешней среды по данным бортовой СТЗ

Рассмотрена актуальная задача обеспечения автономного полета беспилотного летательного аппарата в неизвестном заранее пространстве в условиях плотной городской застройки или внутри зданий при искаженном магнитном поле Земли и отсутствии внешнего навигационного поля. Предложен подход к решению навигационной задачи и 3D-реконструкции модели внешней среды по данным объемного зрения в процессе полета.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, решение навигационной задачи, объемное зрение, система автоматического управления

С. 62—68

Содержание


УДК 623.64:623.74
И. О. Жаринов1, д-p техн. наук, зав. кафедрой, igor_rabota@pisem.net, Ю. А. Кирсанов2, нач. отдела, julakirsan@yandex.ru, П. В. Коновалов1, аспирант, olkesomewhere@gmail.com, М. О. Костишин1, аспирант, job.max@me.com,
1Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО),
2Санкт-Петеpбуpгское ОКБ "Электроавтоматика" имени П. А. Ефимова

Алгоритм формирования и вывода картографических изображений в системах навигации пилотируемых летательных аппаратов

Рассматривается оригинальный алгоритм формирования и автоматического изменения индикационного кадра картографического изображения, выводимого на экран бортовых средств индикации, для различных режимов пилотирования летательного аппарата. Приведена блок-схема алгоритма.
Ключевые слова: навигация, картография, бортовые системы, геоинформационный ресурс

С. 68—72

Содержание

Наверх